Региональный центр практической психологии и инклюзивного образования


 Место нахождения 410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, д.1, этаж 1, кабинет 145
Телефон +7 (8452) 28-25-24 (доб. 108)
Электронная почта cppiio64@soiro.ru
Начальник центра СЕРЯКИНА АННА ВИКТОРОВНА

О ЦЕНТРЕ

  • Региональный Центр практической психологии и инклюзивного образования открыт на базе ГАУ ДПО «СОИРО» 15.09.2014 года.Цель деятельности центра: создание психолого-педагогических условий в образовательных организациях, подведомственных министерству образования Саратовской области, обеспечивающих психологическое благополучие обучающихся, сохранение их психического здоровья, предполагающее полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.Задачи Центра:
    • Координация взаимодействия субъектов образовательного пространства в вопросах социально-психологического сопровождения системы образования Саратовской области.
    • Повышение профессиональной компетенции специалистов образовательных организаций Саратовской области в вопросах социально-психологического сопровождения образовательного процесса.
    • Обеспечение методической и информационной поддержки специалистов образовательных организаций.
    • Кооперация и укрепление связей с субъектами федерального и регионального образовательного пространства в развитии системы инклюзивного образования в Саратовской области.
    • Профилактика факторов негативного воздействия образовательной среды и социальных рисков на развитие личности обучающихся, социальной дезадаптации детей и подростков.
    • Психологическое обеспечение мониторинга, экспертизы и проектирования образовательной среды с целью анализа эффективности традиционных и инновационных образовательных технологий.
    • Научно-методическое сопровождение региональных экспериментальных площадок.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Сопровождение социально-психологической службы образовательных организаций.
  • Сопровождение инклюзивного образования.
  • Сопровождение службы школьной медиации.

ДОКУМЕНТЫ

СЕРЯКИНА АННА ВИКТОРОВНА, начальник центра

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 108)
E-mail: cppiio64@ya.ru

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, специальность «Психология»;
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», специальность «Медиатор»

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
— Психологическая служба как социокультурный ресурс развития образования;
— Формирование безопасного образовательного пространства;
— Социально-психологическая работа с родителями по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
— Формирование школьных служб медиации

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
— Доступное и качественное образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— Проблемы социально-психологической безопасности образовательного пространства школы;
— Решение конфликтов в образовательном пространстве специалистами школьных служб медиации;
— Использование восстановительных, медиативных технологий в образовательной среде.

ОБЩИЙ СТАЖ
26 лет

ПУБЛИКАЦИИ
Методические пособия:

  1. Серякина А.В., Павленко В.Р. Все в твоих руках! Учебно-методическое пособие Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 40 с.
  2. Серякина А.В., Петрович О.Г. Организация профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 84 с.
  3. Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 108 с.
  4. Служба медиации в формировании здоровьесберегающего пространства школы: учебно-методическое пособие / Л.В. Колязина, А.В. Серякина, О.Г. Петрович, В.Ю. Рамзаева, Т.А. Маркина; под ред. В.П. Жуковского. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 136 с.
  5. Серякина, А.В., Петрович, О.Г. Проведение тренинга «Формирование готовности педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве»: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 112 с.
  6. Федотова Е.П., Серякина А.В., Маркина Т.А. Региональная модель школьных служб медиации: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. 96 с.
  7. Михайлина М.Ю., Нелюбова Я.К., Серякина А.В. Тренинговые технологии подготовки специалистов дистанционного обучения детей с ОВЗ»: методические рекомендации. Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2013. 68 с.
  8. Михайлина М.Ю., Серякина А.В., Нелюбова Я.К. Мой ребенок выбрал дистанционное обучение. Методические рекомендации для родителей детей с особыми образовательными потребностями. Саратов, ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. 80 с.
  9. Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС: методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений / Составитель Серякина А.В., научный редактор Михайлина М.Ю. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. 55 с.
  10. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО: методические рекомендации / Составитель Серякина А.В., научный редактор Михайлина М.Ю. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. 80 с.
  11. Михайлина М.Ю., Остроухова Л.Н., Серякина А.В. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, педагогов и родителей // «Инклюзивное образование. Школа для всех». Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. 128 с.
  12. Серякина А.В., Павлова М.А., Гусева Е.В. Желая изменить мир, начну с себя: рабочая тетрадь для учащихся 1–4 классов. (Основы здорового образа жизни»). Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009. 48 с.
  13. Серякина А.В. Искусство общения // Элективные курсы психолого-педагогического сопровождения. Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2007. С. 103–144.
  14. Серякина А.В. Дорога профессионального выбора// Элективные курсы психолого-педагогического сопровождения. Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2006. 177–204 с.
  15. Серякина А.В., Федотова Е.П., Гришанова О.С. Медиация как здоровьесберегающи ресурс образовательного пространства. Учебно-методическое пособие/ Серякина А.В., Федотова Е.П., Гришанова О.С.  — Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 160 с.

Научные статьи:

  1. Серякина А.В., Федотова Е.П. Школьные службы медиации: «Есть ли право на жизнь?» // Коллокиум-журнал № 6 (17). Часть 4 (Варшава, Польша), 2018. 73 с.
  2. Серякина А.В. Значение информационного ресурса в повышении социального потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование и социокультурная интеграция. Сборник научных статей / под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, М.: Издательство «Перо», 2018.
  3. Серякина А.В. Модель личностно-ориентированного непрерывного образования педагогов инклюзивной школы // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 14-й междунар. конф. в 2 ч. / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. Вып. 14. 1 CD-ROM. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. Ч. I. – 572 с.
  4. Серякина А.В. Деятельность ресурсных центров в вопросах поддержки инклюзивного образования / Качество современного образования: опыт, тенденции развития. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. 256 с.
  5. Серякина А.В. Готовность педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Инклюзивное образование: региональный опыт: сборный науч. статей по результатам научно-практической конференции. Саратов, 9–10 октября 2014 г. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.
  6. Петрович О.Г., Серякина А.В. Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в базовых инклюзивных школах Саратовской области // Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. Электронное издание. М.: Издательство «Перо», 2015.
  7. Серякина А.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Саратовской области // Образование и здоровье в современном мире. Сборник научных статей. Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2015. 108 с.
  8. Серякина А.В. Опыт системной организации поддержки инклюзивной практики в Саратовской области // Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы. Материалы всероссийской научно-практической интернет-конференции. Самара: ПГСГА, 2015. 208 с.
  9. Серякина А.В. Формирование готовности специалистов общеобразовательнх организаций к работе в инклюзивном образовании / Вестник образования России. Приложение. Регион: Саратовская область. № 6. 2015.
  10. Серякина А.В. Проблема социализации детей с отклонениями в развитии в современном обществе // Современные модели формирования культуры экологически безопасного и здорового образа жизни: сборник научных статей / под ред. проф., д-ра мед. наук Ю.Ю. Елисеева. Саратов: ГАУ ДПО «СарИПКиПРО», 2014. 200 с.
  11. Роль общественных организаций в формировании инклюзивного образовательного пространства (научная статья). Вестник Саратовского областного института развития образования – 2020. № 1 (21). ISSN: 2411-7277
  12. Профориентация инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и перспективы развития (научная статья) Вестник Саратовского областного института развития образования – 2020. № 2 (22). ISSN: 2411-7277

ПЕТРОВИЧ ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 108)
E-mail: cppiio64@ya.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат социологических наук

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, специальность «Логопедия», квалификация «Учитель-логопед»

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

  • Система образования детей с ОВЗ: инклюзивное образование, специальное образование, интегрированное образование;
  • Организация учебной и коррекционной работы обучающихся с ОВЗ согласно ФГОС;
  • Формирование инклюзивной образовательной среды, создание условий доступности для людей с ОВЗ в системе образования;
  • Коррекционно-логопедическое сопровождение образовательного процесса;
  • Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

ОБЩИЙ СТАЖ
12 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
12 лет

ПУБЛИКАЦИИ

Методические пособия

1. Петрович О.Г. Методические рекомендации по подготовке основных мероприятий, направленных на формирование инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях Саратовской области. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. 72 с.

2. Опыт реализации специальных индивидуальных программ развития в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образования детей с ОВЗ: методические рекомендации / Е.А. Дробышева, О.Г. Петрович, Л.Ф. Никитина, О.П. Борисова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 104 с.

3. Серякина А.В., Петрович О.Г. Проведение тренинга «Формирование готовности педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве»: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 112 с.

4. Серякина А.В., Петрович О.Г. Организация профориентационной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 84 с.

5. Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / Т.О. Вдовина, О.Г. Петрович, В.Ю. Рамзаева, А.В. Серякина; под ред. А.А. Матутина. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 108 с.

6. Служба медиации в формировании здоровьесберегающего пространства школы: учебно-методическое пособие / Л.В. Колязина, А.В. Серякина, О.Г. Петрович, В.Ю. Рамзаева, Т.А. Маркина; под ред. В.П. Жуковского. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 136 с.

7. Теория и практика создания тактильных книг для слабовидящих детей: опыт волонтерской деятельности (учебно-методическое пособие). Саратов: ООО Издательство «КУБиК», 2019. ISBN 978-5-91818-633-6

Научные публикации

1. Петрович О.Г. Распространение идеи инклюзивного обучения в образовательном пространстве Саратовской области. // Качество современного образования: опыт, тенденции развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. И.М. Ильковской. Саратов, 18 февраля 2016 г. Часть 1. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016.

2. Петрович О.Г. Создание условий для обучения и социализации школьников с ОВЗ в соответствии с требованиями специальных ФГОС // Социализация и реабилитация в современном мире: сборник научных статей / под редакцией О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С. Пяткиной, М.Д. Коноваловой. Москва: Изд-во «Перо», 2017.

3. Петрович, О.Г. Динамика обеспеченности специальными условиями лиц с ОВЗ в школах Саратовской области. // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей / под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой. М.: Издательство «Перо», 2018. – [Электронное издание]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Система мониторинговых исследований условий обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью: опыт института развития образования (научная статья). Вестник Саратовского областного института развития образования – 2020. № 1 (21). ISSN: 2411-7277

5. Исследование лучших практик дополнительного образования в отдельных образовательных организациях для детей с ОВЗ (научная статья). Вестник Саратовского областного института развития образования – 2020. № 2 (22). ISSN: 2411-7277

НИКИШИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, старший преподаватель

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 108)
E-mail: cppiio64@ya.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат социологических наук

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, специальность «Психолог. Преподаватель психологии».

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

  1. Психологическое консультирование:
  • коррекция детско-родительских отношений;
  • трудности обучения в школе;
  • диагностика готовности к обучению в школе;
  • профилактика профессионального эмоционального выгорания.

2. Использование в работе телесно-ориентированных технологий (метод Пола Деннисона Образовательная Кинесиология)

3. Использование в консультативной деятельности семейного подхода (Институт интегративной семейной терапии, г. Москва – программа « Детско-родительское системное консультирование и консультирование детей с основами детской психиатрии», 288 часов).

4. Работа по комплексной коррекции речевого поведения заикающихся подростков и взрослых по методу семейной логопсихотерапии Некрасовой Ю.Б. при взаимодействии с ведущим специалистом г. Москвы, профессором кафедры возрастной психологии МГППУ Карповой Н.Л.

5. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

6. Использование современных лечебно-оздоровительных технологий  программно-аппаратного комплекса «БОС-ЛАБ»  (комплекс биологической обратной связи).

7. Использование арт-терапии в консультационной деятельности и коррекционной работе с детьми и их родителями.

ОБЩИЙ СТАЖ
25 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
25 лет

ПУБЛИКАЦИИ

  1. Социально-психологическое сопровождение семей обучающихся в условиях современной школы. Саратов, 2018.
  2. Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ в решении вопросов социализации: сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивное образование в профессиональных образовательных организациях: проблемы и решения», Воронеж – ВГПГК, 2017.
  3. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога. Саратов, 2016.
  4. Роль родителей в профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков: сборник научных статей. Саратов: Издательство «Научная книга», 2015.
  5. Использование телесно-ориентированных технологий в работе психолога с детьми с ОВЗ и их родителями: сборник научных статей, Саратов, 201
  6. Реализация здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса: сборник областной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образовательного процесса». Саратов, Научная книги, 2007.

РАМЗАЕВА ВИКТОРИЯ ЮРЬЕВНА, преподаватель

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 108)
E-mail: cppiio64@ya.ru

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее профессиональное:

  • Саратовская государственная юридическая академия, специальность «Юриспруденция».
  • Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки, квалификация «Юридический психолог».
  • Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, специальное (дефектологическое) образование, квалификация «Магистр».

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

  • Правовые аспекты получения образования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ.
  • Профориентация и профильное сопровождение детей с ОВЗ.
  • Медиация в образовательном пространстве.

ПУБЛИКАЦИИ

1. Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / Т.О. Вдовина, О.Г. Петрович, В.Ю. Рамзаева, А.В. Серякина; под ред. А.А. Матутина. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 108 с.

2. Служба медиации в формировании здоровьесберегающего пространства школы: учебно-методическое пособие / Л.В. Колязина, А.В. Серякина, О.Г. Петрович, В.Ю. Рамзаева, Т.А. Маркина; под ред. В.П. Жуковского. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 136 с.

ОБЩИЙ СТАЖ
4 года

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
2 года

Научные публикации

1. Роль общественных организаций в формировании инклюзивного образовательного пространства (научная статья). Вестник Саратовского областного института развития образования – 2020. № 1 (21). ISSN: 2411-7277

2. Профориентация инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и перспективы развития (научная статья) Вестник Саратовского областного института развития образования – 2020. № 2 (22). ISSN: 2411-7277

3. Некоторые проблемы рассмотрения дел, содержащих тайну усыновления (удочерения) ребенка (научная статья) Защита прав человека отраслями российского права: материалы VI межвузовской и IV Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (Волгоград, 10 декабря 2013 г.), 2013 г, Изд-во Волгогр. филиала РАНХиГС

4. Проблема усыновления детей в Российской Федерации (научная статья)  Современные проблемы юридической науки. Материалы IX Международной научно-практической конференции молодых исследователей, 2013 г., изд-во Цицеро