Кафедра социальной психологии образования


 Место нахождения 410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, д.1, этаж 3, кабинет 309
Телефон +7 (8452) 28-25-23 (доб. 101)
Электронная почта  kspo@soiro.ru
Заведующий кафедрой МИХАЙЛИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА

О КАФЕДРЕ

  • Кафедра социологии и психологии существует с 01.09.2010 г. и является правопреемницей кафедры психологии, которая была создана в 2000 г. и может рассматриваться как старейшая кафедра института с богатыми традициями, солидным научным и методическим капиталом. На момент создания основной целью работы кафедры являлось повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Цель эта реализовывалась (и реализуется) в рамках дополнительных образовательных программ института.Однако требования, предъявляемые к системе дополнительного профессионального образования, предполагают не только трансляцию академических знаний по психологии, но и разработку прикладных аспектов социально-психологических проблем. Поэтому научная и методическая работа кафедры постепенно выстраивалась в соответствии с этим запросом вокруг как психологических, так и социальных проблем образования – социально-психологической адаптации, формирования основ здорового образа жизни, развития социально-психологической компетентности участников образовательного процесса, гендерных основ образовательной деятельности и т.д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Научно-исследовательское (поддержка инновационных процессов в образовательном пространстве региона )
  • Методическое (обеспечение содержания образования необходимым социально-психологическим инструментарием) – выработка психологических навыков и умений, ориентированных на педагогическую практику
  • Образовательное (обучение всех категорий работников образования и др. слушателей) – формирование базовых знаний в области социально-психологических вопросов образовательной практики

1. Научно-исследовательская деятельность кафедры

1.1. Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса. Научно-методическое обеспечение практической психологии и социологии образования

  • Вопросы возрастной психологии, закономерности изменений и развития личности ребенка
  • Вопросы социальной психологии – конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, социально-психологическая адаптация подростка и образовательный процесс, развитие коммуникативных навыков преподавателя, социализация и развитие личности
  • Проблемы социально-психологической безопасности образовательной среды
  • Вопросы социологии образования

1.2. Социально-психологические проблемы здоровья участников образовательного процесса

  • Научно-методическое сопровождение региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»
  • Социально-психологические вопросы сохранения здоровья учителя и профилактика «профессионального выгорания»
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках здоровьесберегающих технологий

1.3. Социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями 

  • Вопросы специальной психологии и социальные аспекты работы с нетипичными детьми
  • Дизонтогении по типу стойкого общего недоразвития, задержанного развития, поврежденного, искаженного и дефицитарного развития
  • Основы интегративной диагностики отклоняющегося развития
  • Проблемы инклюзивного образования

1.4. Профилактика социально-психологического неблагополучия в условиях образовательной среды 

  • Научно-методические основы психопрофилактических программ в образовательных учреждениях
  • Социально-психологические основы профилактики всех форм зависимостей (алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД-инфекция, игрозависимость, интернет-зависимость и т.д.); философские, психологические и медицинские аспекты проблемы химических и эмоциональных зависимостей
  • Проблемы агрессивного поведения детей и подростков; социально-психологические основы профилактики суицидальных намерений
  • Профилактика социального сиротства

1.5. Гендерные аспекты современного образования 

  • Социокультурные условия формирования гендерных установок учащихся
  • Ценностные ориентации учащихся и гендерные факторы развития личности
  • Профессиональная позиция учителя в контексте гендерных отношений в условиях образовательных учреждений
  • Научно-методические основы гендерного подхода в образовании

2. Методическая деятельность кафедры

Основная задача – методическая поддержка деятельности специалистов образования психолого-педагогической медико-социальной службы сопровождения образовательных учреждений; формирование банка данных диагностических и коррекционных программ для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, учителей коррекционных образовательных учреждений, разработка методических пособий для учителей по проблемам социально-психологической поддержки образовательного процесса.

Кроме этого, в задачу методической службы кафедры входит обеспечение организации службы социально-психологического сопровождения системы образования Саратовской области и осуществление экспертизы профессиональной деятельности психологов системы образования, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов.

3. Образовательная деятельность кафедры

К основным принципам построения учебно-методической работы кафедра относит: научность, системность, комплексность, ориентацию на практическое решение социально-психологических задач, принцип активизации имеющегося профессионального потенциала слушателей, принцип обратной связи.
Учебно-методическая работа кафедры может быть ориентирована на две категории слушателей:

1) на базе кафедры:

  • педагоги-психологи ОУ,
  • педагоги-психологи ДОУ;
  • психологи ППМС-центров и центров помощи молодежи;
  • учителя-дефектологи;
  • учителя-логопеды;
  • учителя коррекционных образовательных учреждений;
  • сотрудники детских домов и школ-интернатов;
  • учителя ОЗОЖ;

2) на базе института: 

  • руководители ОУ;
  • учителя-предметники;
  • педагоги ДОУ (воспитатели, заведующие, муз. руководители);
  • учителя начальных классов;
  • воспитатели ОУ;
  • УДО;
  • методисты.

Образовательная деятельность кафедры осуществляется через систему постоянно действующих семинаров, курсы повышения квалификации специалистов системы образования, а также в рамках профессиональной переподготовки  для получения педагогами новой квалификации по программам: « Педагог-психолог системы образования», «Учитель-логопед», «Педагог коррекционного учреждения».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

Безопасность в интернете

Противодействие экстремизму

Профилактика интернет-рисков и угрозы жизни

Профилактика суицида_2016 год

Профилактика суицида_2018

Психологическая безопасность образовательной среды

Родители_профилактика суицида_2018

Спасти от пропасти 2014

Типовая модель профилактики суицидального поведения

Оценка программ родительского просвещения 2019

Профилактическая работа для обучающихся с девиантным повелением (2018 г.)

Реализация программ просвещения для родителей (2019 г.)

Психологическое сопровождение обучающихся

Рекомендации министерства просвещения России по организации работы по профилактике подростковой токсикомании

Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет «Профилактика Интернет-рисков»

Профилактика подростковой токсикомании

МИХАЙЛИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА, заведующий кафедрой, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
(8452) 28-25-24, доб. 117
E-mail:kspo@soiro.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат социологических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Квалификация «Психолог, преподаватель психологии».

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Московский государственный университет по программе «Профилактика наркозависимого поведения у детей и подростков в системе образования», 2015.

Московский городской педагогический университет по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях», 2016.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

  • Формирование социальной компетентности и социального интеллекта детей и подростков.
  • Инклюзивное образование детей с нарушениями развития.
  • Гендерные аспекты социально-психологической адаптации детей и подростков.
  • Организационные, методические и психологические аспекты подготовки педагогов-психологов системы образования.
  • Психолого-педагогические проблемы обучения взрослых.
  • Проблемы социально-психологической безопасности образовательного пространства школы.

ОБЩИЙ СТАЖ
35 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
35 лет

ПУБЛИКАЦИИ

Учебные издания:

Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде (учебно-методическое пособие) Саратов: изд-во «Научная книга», 2015, 76с.

ISBN 978-5-9758-1614-6

Профилактика суицидального поведения обучающихся

(учебно-методическое пособие) Саратов: изд-во «Научная книга», 2015, 76с

ISBN 978-5-9758-1613-9

Формирование культуры здорового и рационального питания. Учебно-методический комплекс (учебно-методическое пособие) Саратов: 000 Издательство  «Научная книга», 2015 г. –108 с. ISBN 978-5-9758-1612-2

«Скажи о чем молчишь…»

Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних в образовательных организациях» (учебно-методическое пособие) Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – 60 с.

ISBN 978-5-9980-0268-7

Профилактика девиантного (социально опасного поведения подростков: технологии работы)(учебно-методическое пособие) Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 72с.

ISBN 978-5-9980-0325-7

Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении (учебно-методическое пособие)

Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. –54с.

ISBN 978-5-9980-0325-9

Активные методы социально-психологического обучения. Технологии эффективных коммуникаций в образовательном пространстве школы

(учебно-методическое пособие) Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО»,2018.-64с.

ISBN 978-5-9980-0368-4

Научные труды:

Проблема  молодого специалиста психолого-педагогического сопровождения в контексте требований профессионального стандарта. Сб. «Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»,  Москва, 2016 – С.43-46.ISBN 978-5- 91879-739-6

Риски социальной дезадаптации лиц с ограниченными  возможностями здоровья. Социализация и реабилитация в современном мире: сборник научных статей–

– Москва : Изд-во Перо, 2017. – С. 605–611.  ISBN 978-5-906997-91-3.

Безопасность образовательной  среды и профилактика суицидальных рисков в образовании. Вестник Саратовского областного института развития образования.

–2018. – № 2 (14). – С. 103–109.  ISSN – 2411-7277

Психологическое благополучие субъектов образовательной среды в контексте гендерных особенностей ее организации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». -2018 .-Т.7, –  вып.3. – С.17-21

ISSN 2304-9790.

ГРИШАНОВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
(8452) 28-25-24, доб. 117
E-mail: kspo@soiro.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат социологических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный технический университет по специальности «Социология», квалификация «специалист по социальной работе».

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса

ОБЩИЙ СТАЖ
18 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
18 лет

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Актуальные вопросы психологии развития; социология образования; социальная политика; стратегические направления деятельности социального педагога; социально-психологическая работа с родителями; стажировочная площадка; модели формирования культуры здорового образа жизни; формирование культуры рационального питания.

ПУБЛИКАЦИИ

  • Гришанова О.С., Павлова М.А., Клещина Ю.В., Бухарова Е.Н. Научно-методические рекомендации по проведению мониторинга здоровья / О.С. Гришанова, М.А. Павлова, Ю.В. Клещина, Е.Н. Бухарова. — Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2012. – 64 с.
  • Гришанова О.С. Здоровье детей и молодежи как приоритетное направление региональной социальной политики / О.С. Гришанова // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 1 (22). С. 130-135 (0,5 п.л.) ISSN 1682-2358
  • Гришанова О.С. Справочник социального педагога / авт.-сост. О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2010. 271 с. (17 п.л.) ISBN 978-5-7057-2302-7
  • Гришанова О.С. Ресурсы общеобразовательных учреждений при осуществлении приоритетных направлений социальной политики России: региональный аспект / О.С. Гришанова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. № 4 (43). Вып. 2. С. 320-325 (0,3 п.л.) ISSN 1999-8341
  • Гришанова О.С. Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы. 5-9 классы: родительские собрания, диагностические и рекомендательные материалы / авт.-сост. О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2009. 179 с. (11,2 п.л.) ISBN 978-5-7057-1947-1
  • Гришанова О.С. Роль современной социальной политики российского государства в формировании ценности здоровья у подрастающего поколения / О.С. Гришанова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 3 (41). Вып.4. С. 78-83 (0,3 п.л.) ISSN 1999-8341

 

НЕЛЮБОВА ЯНИНА КАМИЛЬЕВНА, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
(8452) 28-25-24, доб. 117
E-mail: kspo@soiro.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат социологических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Квалификация «Историк, преподаватель истории и обществознания»

Аспирантура по социологии в Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА
Институт практической психологии и психоанализа, г. Москва, по специальности «Практическая психология и психокоррекция», 1997.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

  • Институт практической психологии «Иматон», г. Санкт-Петербург, по программе «Психологическая помощь подросткам с суицидальным поведением», 2015.
  • Московский городской педагогический университет по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях», 2016.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет по программе «Профилактика девиантного поведения в образовательной среде», 2018.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

  • Проблемы коммуникации в образовании: развитие коммуникативной компетентности участников образовательного процесса.
  • Профилактика насильственного поведения в молодежной среде.
  • Проблемы девиантологии и профилактики девиантного поведения.
  • Межведомственное взаимодействие в профилактической работе с несовершеннолетними и семьями
  • Организационные, методические и профессиональные аспекты подготовки педагогов-психологов системы образования

ПУБЛИКАЦИИ
Автор более 40 научных и учебно-методических работ. Среди них:

  1. Безопасность образовательной среды и профилактика суицидальных рисков в образовании. Вестник «СОИРО». 2018. № 2 (14) С.103–109.
  2. Память о «советском» в пространстве модернизации образования: время учиться и время учить // Калейдоскоп времени: ускорение, инверсия, нелинейность, многообразие. Саратов, СГТУ им. Ю.А. Гагарина, 2016. С.121–129.
  3. Профилактика суицидальных рисков в образовании: направления помощи и поддержки // Образование и здоровье в современном мире. Сборник научных статей/ под ред. И.М. Ильковской. Саратов: 000 Издательство «Научная книга», 2016. С. 73–82.
  4. Профилактика риска социальной дезадаптации в современных образовательных системах // Организационная психология: люди и риск». Сборник материалов V Российско-американской научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Аксеновской, Е.В. Рягузовой. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. С.265–270.
  5. Модернизация образования в аспектах профессионализации и открытости: практика публичных докладов //Актуальные вопросы регионального образования. 2013. № 8. С.8–13.
  6. Межведомственные противоречия в системе защиты детей, оставшихся без родительского попечения // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. №2. С. 4–78.
  7. Образование детей-сирот в условиях национального проектирования: региональный аспект // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 283–293.
  8. Система защиты детей-сирот: пятилетие курса на деинституциализацию // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 4 (25). С. 34–140.
  9. Семейное насилие в отношении детей: нарушение прав детей и риск социального сиротства // Насилие в семье: координация межведомственных усилий в сфере профилактики, кризисной интервенции и реабилитации пострадавших / под ред. В.В. Печенкина, О.В. Шляпниковой, Ю.А. Пановой. Саратов: Сарат. юрид. ин-т МВД России, 2011. С. 14–32.

ОБЩИЙ СТАЖ
27 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
18 лет

Учебно-методические пособия:

    1. Экзамен без стресса! Профилактическая программа по снижению экзаменационного стресса у обучающихся выпускных классов при подготовке и сдаче ОГЭ/ЕГЭ / Я.К. Нелюбова, Н.Н. Воронцова, О.П Молодцова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. 48 с.
    2. Психологическая безопасность образовательной среды – основа здорового образа жизни обучающихся: учебно-методическое пособие для педагогов по реализации региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» в 10-11 классах. / сост. В.П. Жуковский, М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова, В.О. Шошина; под ред. Т.О. Вдовиной. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 52 с.
    3. Профилактика девиантного (социально опасного) поведения подростков: технологии работы. Учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 72 с.
    4. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально-опасном положении. Учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. Саратов: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. 64 с.
    5. «Скажи, о чем молчишь…» Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних в образовательных организациях. Учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. Саратов: ГАУ ДПО СОИРО, 2016. 60 с.
    6. Профилактика суицидального поведения обучающихся. Учебно-методический комплекс Саратов: 000 Издательство «Научная книга», 2015. 76 с.
    7. Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Учебно-методический комплекс. Саратов: 000 Издательство «Научная книга», 2015. 76 с.
    8.  «Ты и Я». Программа работы со старшеклассниками и молодежью по профилактике насильственного поведения в молодежной среде. Методическое пособие для специалистов образовательных и социозащитных учреждений / Я.К. Нелюбова, А.В. Серякина. Саратов. ООО «Научная книга», 2014. 48 с.
    9. Технологии тьюторской поддержки в образовательных организациях / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. Саратов: ООО «Издательство Научная книга», 2014. 68 с.
    10. Профессиональное взаимодействие при случаях насилия в семье: подготовка специалистов. Учебно-методическое пособие. / Я.К. Нелюбова. Саратов. 2012. 31 с.

 

ФЕДЯЙ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
(8452) 28-25-24, доб. 117
E-mail: niosaripk@soiro.ru

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат философских наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее. Педиатрический факультет Саратовского государственного медицинского университета. Специальность «Педиатрия». Квалификация «Врач».

Интернатура в Саратовской областной психиатрической больнице, специальность «Психиатрия».

Аспирантура при кафедре философии культуры и культурологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, специальность «Онтология и теория познания».

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова по дополнительной профессиональной программе «Иностранный язык (английский) в профессиональной деятельности преподавателя вуза», 2016.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Философия смерти, философия культуры, религиозная философия; вопросы искусства и эстетики; языковые и философские аспекты повседневной речи; духовно-нравственные ориентиры современной культуры; проблемы общества потребления; философия образования.

ОБЩИЙ СТАЖ
20 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
18 лет

ШОШИНА ВАЛЕНТИНА ОЛЕГОВНА, старший методист

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7(8452) 28-25-24(доб. 117)
E-mail: kspo@soiro.ru

ОБЩИЙ СТАЖ
13 лет

ПУШКАРЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, старший методист

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
(8452) 28-25-24, доб. 117
E-mail:kspo@soiro.ru

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Квалификация «Олигофренопедагог», «Учитель-логопед», «Специальный психолог».

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Московский городской педагогический университет по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях», 2016.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Логопедия, коррекционная педагогика, специальная психология,методики преподавания предметов в специальных (коррекционных) школах.

ОБЩИЙ СТАЖ
20 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
19 лет