Кафедра воспитания и дополнительного образования


 Место нахождения 410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, д.1, этаж 1, кабинет 121
Телефон +7 (8452) 28-25-24 (доб. 135)
E-mail
Заведующий кафедрой ЧАНИЛОВА НАТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВНА

О КАФЕДРЕ

Основная цель деятельности кафедры: научно-методическая поддержка и сопровождение национального проекта «Образование» через формирование профессиональной компетентности педагогических работников. В настоящее время кафедра теории и методики обучения и воспитания осуществляет:
– повышение квалификации заместителей директоров по воспитательной работе, воспитателей образовательных организаций, старших вожатых, педагогов-организаторов, методистов методических служб, отвечающих за воспитательную работу, руководителей учреждений системы дополнительного образования и их заместителей, педагогов дополнительного образования, методистов и руководителей структурных подразделений учреждений дополнительного образования, сотрудников организаций отдыха и оздоровления детей;
– профессиональную переподготовку в области управления действующих руководителей образовательных организаций (заместителей руководителей образовательных организаций, подготовку резерва управленческих кадров), а также специалистов в области воспитания и дополнительного образования.

Стратегические направления деятельности кафедры:
– реализация федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Социальная активность» (в рамках национального проекта «Образование»);
– реализация персонифицированного дополнительного образования детей в Саратовской области;
– внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей;
– выполнение регионального плана мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
– осуществление Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Саратовской области.

Участие кафедры в грантовых проектах:
2012 г. − победа в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2012–2015 гг. субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий по развитию профессионального сотрудничества в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках направления «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей)».
2018 г. – победа в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы «Развитие образования».

Традиционные мероприятия кафедры:
– Всероссийская научно-практическая конференция «Современное образование: от традиций к инновациям»;
– региональная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в условиях модернизации дополнительного образования детей на современном этапе»;
– региональный культурно-образовательный проект «Культурный дневник школьника Саратовской области»;
– региональный фестиваль «Созвездие молодых талантов»;
– региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2018» (организация и проведение номинации «Молодой педагог дополнительного образования»);
– региональный конкурс профессионального мастерства «Мое призвание – ПЕДАГОГ»;
– региональный конкурс «Сердце отдаю детям»;
– региональный конкурс методических разработок по работе с родителями в образовательных организациях всех типов и видов;
– конкурс авторских дополнительных программ дополнительного образования детей;
– вебинары (областные родительские собрания) для родителей по актуальным вопросам воспитания и социализации детей и подростков;
– сетевые мероприятия (форумы, мастер-классы, виртуальные педагогические мастерские);
– дни партнерского взаимодействия стажировочных и инновационных площадок.

Векторы сотрудничества с образовательными организациями:
– разработка и научно-методическое сопровождение инновационных проектов муниципальных систем образования;
– научное руководство деятельности региональных инновационных площадок;
– сетевое взаимодействие на межведомственной основе;
– профессиональные экскурсии в учреждения культуры и спорта, инновационные образовательные организации;
– экспертиза деятельности образовательных организаций (детских оздоровительных лагерей) и педагогов, позиционирование лучших практик.
– экспертиза программ педагогов образовательных организаций общего и дополнительного образования (авторских, модифицированных);
– диссеминация и популяризация инновационного опыта работы педагогов и образовательных учреждений;
– подготовка к профессиональным конкурсам;
– организация и проведение семинаров по образовательным запросам педагогов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методическая работа

Организационно-методическая работа

Научно-исследовательская работа

Информатизация

ИСТОРИЯ

Кафедра педагогики – одна из старейших кафедр института повышения квалификации, пользуется известностью и авторитетом среди педагогов Саратовской области. Как отдельное структурное подразделение она сложилась не сразу. В октябре 2001 года кафедра педагогики и психологии была разделена на две самостоятельные кафедры института повышения квалификации. Основной миссией кафедры стала научно-методическая поддержка и сопровождение региональной политики в области воспитания подрастающего поколения, дополнительного образования детей и развития профессиональной компетентности педагогов. Заведующим кафедрой была избрана Наталия Григорьевна Чанилова, кандидат педагогических наук, доцент, которая руководит кафедрой по настоящее время.В первые годы деятельности кафедры в ее состав входили шесть преподавателей, два методиста (методист, курирующий дополнительное образование детей, и методист, курирующий воспитательную работу) и техник. Не будет преувеличением сказать, что весомый вклад в развитие региональной системы воспитательной работы внесла Надежда Анатольевна Чиркова, заслуженный учитель Российской Федерации, которая была одним из авторов Концепции воспитания личности развивающегося человека Саратовской области.С 2002 года по 2010 год при кафедре функционировала Лаборатория педагогических технологий обучения и воспитания. В 2010 году Лаборатория ПТОВ прекратила свое существование, но вместо нее появились два центра: методический центр образовательных проектов и программ и центр профессионального образования. В 2012 году вследствие реструктуризации института указанные подразделения были выделены из состава кафедры.В 2014 году кафедра педагогики была переименована в кафедру теории и методики обучения и воспитания.На протяжении своего существования кафедра реализовывала различные программы и проекты, в частности, принимала активное участие в создании и работе центра по поддержке и мониторингу всероссийской образовательной программы «Мой выбор», организовала работу российско-французского семинара по реализации проекта «Международный образовательный виртуальный класс». Вызовы времени определяли научно-методическую деятельность кафедры: были подготовлены две диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по вопросам воспитания и развития подрастающего поколения; открыто 15 региональных экспериментальных площадок по проблемам воспитания, развития и социализации детей и подростков.Новый виток в истории кафедры был связан с реализацией Комплексного плана модернизации образования, внедрением федерального образовательного стандарта, принятием нового «Закона об образовании» РФ, нового профессионального стандарта педагога, Стратегии развития воспитания в РФ и Концепции модернизации дополнительного образования. Поэтому проблемы воспитания и социализации подрастающего поколения, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, модернизации системы дополнительного образования, андрагогического сопровождения образования взрослых, ставшие во главу угла кафедральных исследований, были весьма актуальны и современны.

В 2012–2016 годах кафедра осуществляла деятельность федеральной стажировочной площадки «Развитие профессионального сотрудничества в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках реализации направления «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей)». Целью площадки является совершенствование и развитие профессиональных компетенций специалистов в области работы с замещающими семьями, сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в форме стажировки по проблеме профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

За годы деятельности федеральной стажировочной площадки получено федеральное финансирование в размере 16 609 000,00 рублей при региональном софинансировании в размере 5 000 450,00 рублей, что позволило улучшить материально-техническое состояние базовых учреждений стажировочной площадки, развить инфраструктуру учреждений для обеспечения беспрепятственного доступа к социальным и психологическим услугам.

Разработаны и внедрены новые технологии профилактической и реабилитационной работы с семьями: интернатные учреждения реорганизованы в центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, при них открыты службы кратковременного пребывания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в социально-реабилитационных услугах; социальные гостиницы для оказания помощи выпускникам интернатных учреждений, попавшим в кризисную ситуацию, включая предоставление временного проживания. Проведена курсовая подготовка профессиональных кадров – специалистов органов опеки и попечительства, государственных учреждений, работающих с семьями. Начиная с 2012 года обучены 916 специалистов Саратовской, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской областей. Профилактика социального сиротства, осуществляемая в регионе, позволила достичь сокращения на 23 % числа детей-сирот, выявляемых в течение года, на 29 % – числа родителей, лишенных родительских прав.

По результатам деятельности федеральная стажировочная площадка по профилактике социального сиротства награждена дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации за успешную реализацию лучших практик по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

Современные вызовы российского образования актуализировали новые направления деятельности кафедры. В 2018 году кафедра победила в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы «Развитие образования».

В настоящее время кафедра теории и методики обучения и воспитания работает по 13 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, сопровождает деятельность трех региональных площадок, в рамках межведомственного сотрудничества организует обучение сотрудников органов опеки и попечительства, сотрудников учреждений отдыха и оздоровления детей. Приоритетными направлениями деятельности на данном этапе является реализация персонифицированного дополнительного образования детей в Саратовской области и развитие социальной активности подрастающего поколения.

В 2018 году наградами были отмечены печатные издания кафедры:

− диплом I степени в конкурсе «Лучшие книги 2017 года» получило учебно-методическое пособие «Театральная педагогика: программа внеурочной деятельности (на примере программы внеурочной деятельности «Театральная искусство в культуре России»)»;

− диплом Всероссийского конкурса «Лучшая программа организации детского отдыха» присужден учебно-методическому пособию «Добровольческая (волонтерская) деятельность в детском оздоровительном лагере: от замысла до реализации».

ЧАНИЛОВА НАТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВА, заведующий кафедрой, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-23 (доб. 135)
E-mail: nchanilova@gmail.com

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат педагогических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, специальность «Немецкий язык и литература», квалификация «Филолог, преподаватель немецкого языка и литературы, переводчик».

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
педагогика

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Инновации в современном образовании, менеджмент в образовании, оценка качества современного образования, научно-методическое сопровождение деятельности инновационных образовательных учреждений и интернатных учреждений, развитие профессионального сотрудничества в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ОБЩИЙ СТАЖ
38 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
38 лет

ПУБЛИКАЦИИ
Учебные издания:

Проектирование программ деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей : учебно-методические пособие / Н.А. Полякова, Н.Г. Чанилова, Е.А. Мигунова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 40 с.

Рекомендации по изучению и обобщению опыта деятельности детского оздоровительного лагеря: учебно-методическое пособие / Н.Г. Чанилова, С.А.Пилюгина. И.А. Ушакова.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 32 с.

Современные  проблемы развития дополнительного образования детей в контексте непрерывного образования : учебно-методические пособие /  Чанилова Н.Г., Пилюгина С.А., Жирова И.Н., Мигунова Е.А., Мочалова О.И., Полякова Н.А.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 92 с.

Формирование семейных ценностей у детей и подростков в организациях отдыха и оздоровления :учебно-методическое пособие / Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, И.Н. Жирова, Н.Г. Каргина. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. –88 с.

Культурный дневник школьника Саратовской области : методические рекомендации / Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, С.В. Домникова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.

Сборник дополнительных образовательных программ, реализуемых в условиях сетевого взаимодействия : учебно-методические пособие / Чанилова Н.Г., Полякова Н.А., Мигунова Е.А., Мочалова О.И. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.   – 92с.

Успешный опыт  реализации качественных и востребованных дополнительных общеразвивающих программ : учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дополнительного образования детей / Н.А. Полякова, Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, Н.Г. Каргина, Т.И. Куклева, И.Ю. Тащилкина. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 184 с.

Научные труды:

Чанилова Н.Г., Мигунова Е.А. Профилактика социального сиротства: из опыта работы (тезисы доклада). Социальное сиротство: современные подходы решению проблемы (внедрение новых технологий комплексной помощи детям и семье в кризисных ситуациях). Сборник материалов межрегиональной конференции «Социальное сиротство: современные подходы решению проблемы» (18 сентября 2015 г.) / под общ. ред. Н.В. Борисовой. Чебоксары, 2015. – 160 с.

Пилюгина С.А., Чанилова Н.Г., Ушакова И.А. Особенности поддерживающей образовательной среды института развития образования. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Тольятти, 2016. – № 1. – С. 46-52.

Чанилова Н.Г., Полякова Н.А. Социально-педагогическое партнерство в условиях сетевого взаимодействия как ресурс повышения качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы МУДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова). Вестник Саратовской области института развития образования № 2 (10 ) /06/2017. С.92-100.

Чанилова Н.Г., Полякова Н.А. Интернет-зависимость современных подростков как поведенческая проблема. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018 г. № 2 (32)

Чанилова Н.Г., Полякова Н.А. Организация работы с родителями по внедрению региональной целевой модели развития дополнительного образования детей в Саратовской области. Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 1 (17). – С.54 -60.

Чанилова Н.Г., Полякова Н.А., Тихонова Т.Р., Куклева Т.И. Особенности развития системы дополнительного Саратовской области на современном этапе. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам XIV Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22 марта 2019 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. – Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 140 с/

Каргина Н.Г., Чанилова Н.Г., Иншина Н.В., Куприянова Н.А. Культурно-образовательные проекты как эффективное средство воспитания российской идентичности школьников. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам XIV Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22 марта 2019 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. – Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 140 с.

ПОЛЯКОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 119)
E-mail: tmov.soiro.2015@gmail.com

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат педагогических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы».

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
педагогика

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Развитие системы дополнительного образования, создание развивающего образовательного пространства, организация внеурочной деятельности школьников, формирование «Я-концепции» ребенка, предшкольное образование в условиях учреждения дополнительного образования.

ОБЩИЙ СТАЖ
41 год

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
41 год

ПУБЛИКАЦИИ
Учебные издания:

Проектирование программ деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей : учебно-методические пособие / Н.А. Полякова, Н.Г. Чанилова, Е.А. Мигунова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 40 с.

Современные  проблемы развития дополнительного образования детей в контексте непрерывного образования : учебно-методические пособие /  Чанилова Н.Г., Пилюгина С.А., Жирова И.Н., Мигунова Е.А., Мочалова О.И., Полякова Н.А.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 92 с.

Организация дополнительного образования в системе отдыха и оздоровления детей : учебно-методические пособие для педагогических работников детских оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей и педагогов дополнительного образования, осуществляющих деятельность в системе отдыха и оздоровления детей: учебно-методическое пособие / Н.А. Полякова, Е.А. Мигунова, О.И. Мочалова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 136 с.

Сборник дополнительных образовательных программ, реализуемых в условиях сетевого взаимодействия : учебно-методические пособие / Чанилова Н.Г., Полякова Н.А., Мигунова Е.А., Мочалова О.И. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.   – 92с.

Успешный опыт  реализации качественных и востребованных дополнительных общеразвивающих программ : учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дополнительного образования детей / Н.А. Полякова, Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, Н.Г. Каргина, Т.И. Куклева, И.Ю. Тащилкина. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 184 с.

Научные труды:

Полякова Н.А., Чанилова Н.Г. Социально-педагогическое партнерство в условиях сетевого взаимодействия как ресурс повышения качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы МУДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова). Вестник Саратовской области института развития образования № 2 (10 ) /06/2017. С.92-100.

Полякова Н.А. Развитие социальной компетентности учащихся средствами театрально-игровой деятельности. Вестник Саратовской области института развития образования № 2 (10 ) /06/2017. С.28-31.

Полякова Н.А., Шувалова Ю.В. Становление партнерских отношений педагога и родителей в условиях учреждения дополнительного образования (из опыта работы объединения «Игралочка»  МУДО «ЦДТ» Ленинского района г. Саратова). Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей XII всероссийской  научно-практической конференции  / Под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А Пилюгиной  – Саратов: изд-во  «ГАУ ДПО «Саратовский  областной институт развития   образования», 2017. – 246 с., С.112 –  116.

Полякова Н.А., Чанилова Н.Г. Интернет-зависимость современных подростков как поведенческая проблема. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018 г. № 2 (32)

Полякова Н.А., Тихонова Т.Р., Евина И.В. Опыт социально-педагогического партнерства МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова с учреждениями культуры. Вестник Саратовской области института развития образования № 1 (13) /03/2018. С.59 -66.

Полякова Н.А., Мордвинкина О.Н.        Социализация ребенка в условиях подросткового клуба посредством театральной деятельности. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам  XIII   Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22-23 марта 2018 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. –  Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 160 с.,  С.85-89.

Полякова Н.А., Чанилова Н.Г. Организация работы с родителями по внедрению региональной целевой модели развития дополнительного образования детей в Саратовской области. Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 1 (17). – С.54 -60.

Полякова Н.А., Чанилова Н.Г., Тихонова Т.Р., Куклева Т.И. Особенности развития системы дополнительного Саратовской области на современном этапе. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам XIV Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22 марта 2019 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. – Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 140 с/

Полякова Н.А., Шамот С.И., Беспалова Е.Н. Совершенствование программного обеспечения образовательного процесса учреждения дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия (из опыта работы МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова).    Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 2 (18).

ПИЛЮГИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА, доцент

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 119)
E-mail: tmov.soiro.2015@gmail.com

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ
Кандидат педагогических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный педагогический институт имени К.А. Федина, специальность «Музыка и пение», квалификация «Учитель музыки и пения».

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
педагогика

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Андрагогические аспекты постдипломного профессионального образования, развитие субъектности учителя в постдипломном педагогическом образовании, андрагогические технологии, диагностика развития субъектности учителя

ОБЩИЙ СТАЖ
29 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
28 лет

ПУБЛИКАЦИИ
Учебные издания:

Педагогический альманах. Современный урок: для учителей школ, гимназий, лицеев : учебное пособие / Пилюгина С.А., Мигунова Е.А. − Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – 80 с.

Рекомендации по изучению и обобщению опыта деятельности детского оздоровительного лагеря : учебно-методическое пособие /     Чанилова Н.Г., Пилюгина С.А., Жирова И.Н., Ушакова И.А. − Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. -32 с.

Современные  проблемы развития дополнительного образования детей в контексте непрерывного образования : учебно-методические пособие /  Чанилова Н.Г., Пилюгина С.А., Жирова И.Н., Мигунова Е.А., Мочалова О.И., Полякова Н.А.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 92 с.

Формирование семейных ценностей у детей и подростков в организациях отдыха и оздоровления :учебно-методическое пособие / Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, И.Н. Жирова, Н.Г. Каргина. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. –88 с.

Культурный дневник школьника Саратовской области : методические рекомендации / Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, С.В. Домникова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.

Успешный опыт  реализации качественных и востребованных дополнительных общеразвивающих программ : учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дополнительного образования детей / Н.А. Полякова, Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, Н.Г. Каргина, Т.И. Куклева, И.Ю. Тащилкина. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 184 с.

Научные труды:

Пилюгина С.А. К вопросу о работе с одаренными детьми в современной школе (на примере деятельности МОУ «СОШ № 63» г. Саратова). Современное образование: от традиций к инновациям. Материалы   X Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: ГАУ ДПО СОИРО, 2015. – С.10-19.

Пилюгина С.А. К вопросу об андрагогической субъектности учителя. Вестник Саратовского областного института развития образования. – Саратов, 2015. — №1 (04). – С.118 – 130.

Пилюгина С.А. К вопросу об андрагогической подготовке преподавателей системы постдипломного педагогического образования. Современное образование: от традиций к инновациям. Материалы   XI Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: ГАУ ДПО СОИРО, 2016. – С.201- 206.

Пилюгина С.А., Чанилова Н.Г., Ушакова И.А. Особенности поддерживающей образовательной среды института развития образования. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Тольятти, 2016. – № 1. – С. 46-52.

Пилюгина С.А., Ярыгин А.Н. К вопросу о методологических основаниях развития субъектности учителя. Современное образование: от традиций к инновациям. Материалы   XII Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. – С.209 – 216.

Пилюгина С.А. Образовательная технология веб-квест как средство формирования субъектности учителя в системе повышения квалификации работников образования. Современное образование: от традиций к инновациям. Материалы   XII Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. – С.222 – 227.

Пилюгина С.А. Формирование компетентности  учителя  в условиях введения профессионального стандарта. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам  XIII   Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22-23 марта 2018 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. –  Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 160 с., С.124-132.

Пилюгина С.А., Жирова И.Н., Мочалова О.И., Куклева Т.И. Реализация программы просвещения старшеклассников «Осознанное родительство» (в условиях современной школы). Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам XIV Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22 марта 2019 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. – Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 140 с/

Пилюгина С.А., Тарасова О.В., Куклева Т.И. Современные образовательные технологии: от теории к практике.     Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам XIV Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22 марта 2019 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. – Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 140 с/

МОЧАЛОВА ОЛЬГА ИОСИФОВНА, старший методист

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 119)
E-mail: tmov.soiro.2015@gmail.com

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный педагогический институт имени К.А. Федина, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Учитель русского языка и литературы».

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
педагогика

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Развитие системы дополнительного образования, оценка качества дополнительного образования, профессиональная переподготовка педагогических кадров, модель непрерывного профессионального образования, организация летнего оздоровительного отдыха детей.

ОБЩИЙ СТАЖ
22 года

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
22 года

ПУБЛИКАЦИИ
Учебные издания:

Воспитательное мероприятие в лагере: от подготовки до рефлексии : учебно-методическое пособие / Каргина Н.Г., Домникова С.В., Мочалова О.И.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 48 с.

Современные  проблемы развития дополнительного образования детей в контексте непрерывного образования : учебно-методические пособие /  Чанилова Н.Г., Пилюгина С.А., Жирова И.Н., Мигунова Е.А., Мочалова О.И., Полякова Н.А.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 92 с.

Организация дополнительного образования в системе отдыха и оздоровления детей : учебно-методические пособие для педагогических работников детских оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей и педагогов дополнительного образования, осуществляющих деятельность в системе отдыха и оздоровления детей: учебно-методическое пособие / Н.А. Полякова, Е.А. Мигунова, О.И. Мочалова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 136 с.

Сборник дополнительных образовательных программ, реализуемых в условиях сетевого взаимодействия : учебно-методические пособие / Чанилова Н.Г., Полякова Н.А., Мигунова Е.А., Мочалова О.И. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.   – 92с.

Научные труды:

Мочалова О.И., Мигунова Е.А., Прокофьева С.Н. Расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ: от теории к практике. Современное образование от традиций к инновациям.  Сборник научных статей по результатам XI Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 23-24 марта 2016 г./под редакцией Чаниловой Н.Г. , С.А. Пилюгиной. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – 216 с.

Мочалова О.И., Мигунова Е.А., Никифорова Е.А., Прокофьева С.Н. Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ: первый опыт и перспективы. Образовательные инновации: опыт и перспективы: сборник материалов межрегиональной (с международным участием) заочной научно-практической конференции. Саратов, 25–26 февраля 2017 года / под ред. Е.А. Рязанцевой, Л.Ю. Петровой, Н.В. Стребковой.  Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. –364 с.

Мочалова О.И., Мигунова Е.А. Подходы к оценке качества дополнительных общеразвивающих программ в условиях инновационного развития учреждения. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам  XIII   Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22-23 марта 2018 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. –  Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 160 с., С.52-62

Мочалова О.И., Жирова И.Н., Пилюгина С.А., Куклева Т.И. Реализация программы просвещения старшеклассников «Осознанное родительство» (в условиях современной школы). Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам XIV Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22 марта 2019 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. – Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 140 с/

ЖИРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, старший методист

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 119)
E-mail: tmov.soiro.2015@gmail.com

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный педагогический институт имени К.А. Федина, специальность «Музыка и пение», квалификация «Учитель музыки и пения».

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
педагогика

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения; педагогическое сопровождение образовательного процесса воспитателей и специалистов ДОУ; совершенствование профессионального мастерства молодых педагогов; информатизация образования.

ОБЩИЙ СТАЖ
33 года

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
33 года

ПУБЛИКАЦИИ
Учебные издания:

Рекомендации по изучению и обобщению опыта деятельности детского оздоровительного лагеря: учебно-методическое пособие / Н.Г. Чанилова, С.А.Пилюгина. И.А. Ушакова.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 32 с.

Современные  проблемы развития дополнительного образования детей в контексте непрерывного образования : учебно-методические пособие /  Чанилова Н.Г., Пилюгина С.А., Жирова И.Н., Мигунова Е.А., Мочалова О.И., Полякова Н.А.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 92 с.

Формирование семейных ценностей у детей и подростков в организациях отдыха и оздоровления :учебно-методическое пособие / Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, И.Н. Жирова, Н.Г. Каргина. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. –88 с.

Эффективные практики летнего оздоровительного отдыха
детей (диссеминация опыта организаций и учреждений,
осуществляющих деятельность в сфере организации детского
отдыха и оздоровления) : методические рекомендации / Н.Г. Каргина, И.Н. Жирова, С.В. Домникова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 32 с.

Научные труды:

Жирова И.Н. Роль поликультурного воспитания в становлении личности обучающихся в условиях модернизации образования. Современное образование: от традиций к инновациям:  Сборник научных статей X межрегиональной научно-практической конференции         /Под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А Пилюгиной/. – Саратов: изд-во  ИЦ «Наука», 2015. – С. 43-52

Жирова И.Н., Костина И.Н. Социализация подростков в новых социокультурных условиях. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей XI всероссийской  научно-практической конференции  / Под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А Пилюгиной  – Саратов: изд-во  «ГАУ ДПО «Саратовский  областной институт  развития   образования», 2016. – 210 с.

Жирова И.Н. Формирование семейных ценностей и отношений — приоритетная задача семьи и школы. Образовательные инновации: опыт и перспективы: сборник материалов межрегиональной (с международным участием) заочной научно-практической конференции. Саратов, 25–26 февраля 2017 года / под ред. Е.А. Рязанцевой, Л.Ю. Петровой, Н.В. Стребковой.  Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. –364 с., С 311 – 316.

Жирова И.Н. Инновационный подход к обновлению содержания и технологического обеспечения дополнительных общеразвивающих программ. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам  XIII   Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22-23 марта 2018 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. –  Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 160 с., С.66-78.

Жирова И.Н., Пилюгина С.А. Мочалова О.И., Куклева Т.И. Реализация программы просвещения старшеклассников «Осознанное родительство» (в условиях современной школы). Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам XIV Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22 марта 2019 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. – Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 140 с/

МИГУНОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, старший преподаватель

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 119)
E-mail: tmov.soiro.2015@gmail.com

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, специальность «Химия», квалификация «химик, преподаватель химии».

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
педагогика

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Инновационные процессы в образовании, менеджмент в образовании, система управления методической работой, разработка образовательных программ, технология развития педагогического коллектива.

ОБЩИЙ СТАЖ
27 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
27 лет

ПУБЛИКАЦИИ
Учебные издания:

Проектирование программ деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей : учебно-методические пособие / Н.А. Полякова, Н.Г. Чанилова, Е.А. Мигунова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 40 с.

Современные  проблемы развития дополнительного образования детей в контексте непрерывного образования : учебно-методические пособие /  Чанилова Н.Г., Пилюгина С.А., Жирова И.Н., Мигунова Е.А., Мочалова О.И., Полякова Н.А.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 92 с.

Организация дополнительного образования в системе отдыха и оздоровления детей : учебно-методические пособие для педагогических работников детских оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей и педагогов дополнительного образования, осуществляющих деятельность в системе отдыха и оздоровления детей: учебно-методическое пособие / Н.А. Полякова, Е.А. Мигунова, О.И. Мочалова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 136 с.

Сборник дополнительных образовательных программ, реализуемых в условиях сетевого взаимодействия : учебно-методические пособие / Чанилова Н.Г., Полякова Н.А., Мигунова Е.А., Мочалова О.И. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.   – 92с.

Научные труды:

Мигунова Е.А. Аспекты педагогического и ученического целеполагания.  Современное образование от традиций к инновациям.  Сборник научных статей по результатам XI Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 23-24 марта /под редакцией Чаниловой Н.Г. , С.А. Пилюгиной. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. –188 с.

Мигунова Е.А., Чанилова Н.Г. Профилактика социального сиротства: из опыта работы (тезисы доклада). Социальное сиротство: современные подходы решению проблемы (внедрение новых технологий комплексной помощи детям и семье в кризисных ситуациях). Сборник материалов межрегиональной конференции «Социальное сиротство: современные подходы решению проблемы» (18 сентября 2015 г.) / под общ. ред. Н.В. Борисовой. Чебоксары, 2015. – 160 с.

Мигунова Е.А., Мочалова О.И., Прокофьева С.Н. Расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ: от теории к практике. Современное образование от традиций к инновациям.  Сборник научных статей по результатам XI Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 23-24 марта 2016 г./под редакцией Чаниловой Н.Г. , С.А. Пилюгиной. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – 216 с.

Мигунова Е.А., Мочалова О.И., Никифорова Е.А., Прокофьева С.Н. Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ: первый опыт и перспективы. Образовательные инновации: опыт и перспективы: сборник материалов межрегиональной (с международным участием) заочной научно-практической конференции. Саратов, 25–26 февраля 2017 года / под ред. Е.А. Рязанцевой, Л.Ю. Петровой, Н.В. Стребковой.  Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. –364 с.

Мигунова Е.А., Мочалова О.И. Подходы к оценке качества дополнительных общеразвивающих программ в условиях инновационного развития учреждения. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам  XIII   Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22-23 марта 2018 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. –  Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 160 с., С.52-62

КАРГИНА НАТАЛИЯ ГЕННАДИЕВНА, старший преподаватель

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (8452) 28-25-24 (доб. 119)
E-mail: tmov.soiro.2015@gmail.com

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее профессиональное: Саратовский государственный педагогический институт имени К.А. Федина, специальность «История», квалификация «учитель истории и социально-политических дисциплин».

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
педагогика

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Современные образовательные технологии, проектно-исследовательская деятельность, формирование детско-взрослых сообществ, социализация детей и подростков, формирование информационной культуры педагога, развитие коммуникативной культуры взрослого и ребенка, формирование социальных компетенций личности, развитие сетевых профессиональных сообществ.

ОБЩИЙ СТАЖ
27 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ
27 лет

ПУБЛИКАЦИИ
Учебные издания:

Воспитательное мероприятие в лагере: от подготовки до рефлексии : учебно-методическое пособие / Каргина Н.Г., Домникова С.В., Мочалова О.И.  – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 48 с.

Формирование семейных ценностей у детей и подростков в организациях отдыха и оздоровления :учебно-методическое пособие / Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, И.Н. Жирова, Н.Г. Каргина. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. –88 с.

Эффективные практики летнего оздоровительного отдыха детей (диссеминация опыта организаций и учреждений,
осуществляющих деятельность в сфере организации детского отдыха и оздоровления) : методические рекомендации / Н.Г. Каргина, И.Н. Жирова, С.В. Домникова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 32 с.

Добровольческая (волонтерская) деятельность в детском оздоровительном лагере: от замысла до реализации : учебно-методическое пособие / С.В. Домникова, Н.Г. Каргина. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 68 с.

Успешный опыт  реализации качественных и востребованных дополнительных общеразвивающих программ : учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дополнительного образования детей / Н.А. Полякова, Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, Н.Г. Каргина, Т.И. Куклева, И.Ю. Тащилкина. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 184 с.

Научные труды:

Каргина Н.Г., Иншина Н.В., Куприянова Н.А. Эффективные формы и средства социокультурного взаимодействия в условиях становления детско-взрослых общностей. Современное образование: от традиций к инновациям:  Сборник научных статей X межрегиональной научно-практической конференции   / Под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А Пилюгиной/. – Саратов: изд-во  ИЦ «Наука», 2015. – С. 52-56

Каргина Н.Г., Иншина Н.В., Куприянова Н.А. Организация работы с детской фокус-группой в условиях становления детско-взрослых общностей: методический аспект. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей XI всероссийской  научно-практической конференции  / Под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А Пилюгиной  – Саратов: изд-во  «ГАУ ДПО «Саратовский  областной институт  развития   образования», 2016. – 210 с.

Каргина Н.Г., Иншина Н.В., Куприянова Н.А. Моделирование детско-взрослой общности в условиях образовательной организации: методический аспект.         Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей XII всероссийской  научно-практической конференции  / Под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А Пилюгиной  – Саратов: изд-во  «ГАУ ДПО «Саратовский  областной институт  развития   образования», 2017. – 246 с., С.102 – 108.

Каргина Н.Г., Чанилова Н.Г., Иншина Н.В., Куприянова Н.А. Культурно-образовательные проекты как эффективное средство воспитания российской идентичности школьников. Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей по результатам XIV Всероссийской  научно-практической конференции (заочной). Саратов, 22 марта 2019 года/ под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. – Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 140 с.